Несбалансированное питание стало причиной появления новой супербактерии

Ученые из Института Сенгера в Великобритании вместе с зарубежными коллегами обнаружили новый вид супербактерии Clostridium difficile. Патоген эволюционировал в результате несбалансированного питания, богатого на сахар, и появления инновационных средств для дезинфекции.

Человек заражается Clostridium difficile в большинстве случаев после применения антибиотиков. Это связано с тем, что из-за такого лечения количество обычных «жителей» кишечника уменьшается. Они не способны препятствовать размножению вредоносных микроорганизмов и кишечный патоген появляется в пищеварительном тракте, провоцируя появление диареи и тяжелого расстройства кишечника. Инфекция быстрее распространяется в медицинских учреждениях, так как там чаще используются антибиотики и скапливается большое количество пациентов — потенциальных жертв.

Ученые предполагают: активное размножение Clostridium difficile может спровоцировать их эволюцию. Для того, чтобы подтвердить свою гипотезу эксперты проанализировали 906 линий исследуемого патогена, выделенные из микроорганизмов людей, животных и окружающей среды. Половина из них была родом из Великобритании. После прочтения геномов всех линий специалисты составили эволюционное дерево образцов. Современных клостридий разделили на четыре родственных группы, в числе которых три были довольно близкими друг другу. Последние получили название клада А и отделились от четвертой группы — клада В около 76 000 лет назад. Клада А начала активно размножаться только в 1595 году, незадолго до того, как появились первые больницы современного типа.

Новый вид клады А был обнаружен у 70% пациентов. Он не исчезает в результате обработки современными средствами дезинфекции в больницах и быстро распространяется. По словам главы научной работы, Тревора Лоули, стимуляция бактерий к генным изменениям и образование новых организмов происходит из-за образа жизни людей.  В меню пациентов должно быть меньшее количество продуктов, богатых фруктозой и глюкозой. Супербактерии — глобальная проблема XXI века, по мнению ВОЗ.