МедНовости продолжают беседовать с главным врачом московской городской больницы им. В.В. Виноградова, д.м.н., врачом акушером-гинекологом Ольгой Шараповой. И говорят о том, можно ли сделать роды безболезненными, когда невозможно избежать кесарева сечения и почему нельзя рожать дома. В предыдущей беседе Ольга Викторовна рассказала от чего зависит благополучное течение беременности, какие ей угрожают осложнения и как их минимизировать
Ольга Викторовна, последние годы мы все чаще вместо слово роддом слышим перинатальный центр. Куда лучше обращаться женщине, чтобы быть спокойной за малыша и собственное здоровье?
— Сегодня практически все родильные дома столицы работают как перинатальные центры, просто у них осталось привычное всем традиционное название. А раньше действительно было разделение на физиологические родильные дома, где рожали женщины, у которых практически не было патологии, и перинатальные центры — учреждения более высокого уровня с реанимационными отделениями. Современные стандарты обязывают оснащать реанимационным оборудованием каждое акушерское учреждение, иначе оно просто не получит лицензию. Практически во всех родильных домах есть не только реанимационная служба (женская и детская), но и палаты интенсивной терапии для выхаживания недоношенных детей.
И, кстати, практически все роды проходят сейчас с обезболиванием.
Прежде бытовало мнение, что из-за обезболивания женщина не может полноценно участвовать в родах, и это опасно для ребенка.
— Ну она же не сама себя обезболивает, это делает специалист. Врач в обязательном порядке рисует партограмму (графическое изображение течения нормальных родов), по которой прогнозируется примерное время родов. И, четко понимая, когда женщина должна родить, определяет дозы и время обезболивания — чтобы во втором, потужном периоде родов она уже могла стать на ноги и адекватно слушать акушерку.
Каждая манипуляция, которая проводится роженице в родах, согласовывается с ней. Вместе с женщиной анестезиолог выбирает и метод обезболивания — внутривенный или эпидуральная анестезия.
Некоторым хорошо помогает теплая ванна, и тогда для обезболивания родов требуется меньше лекарственных препаратов. И если женщина хочет, то может в первом периоде родов полежать в воде, в нашем роддоме в боксах есть ванны.
А если она хочет родить в воде? Многие называют это естественными родами.
— Ни в коем случае! У нас в ванне женщины не рожают, это только элемент обезболивания, чтобы чувствовать себя более комфортно. Хотя были такие «специалисты», которые практиковали роды в воде, после чего было очень много осложнений, в том числе, погибали дети.
Под «естественными родами» понимается совсем другое — это роды через естественные родовые пути, когда женщина принимает самую оптимальную для нее позицию. Например, вертикальную. Еще лет 20 назад позиция женщины в родах даже не обсуждалась — только лежа на кровати. Но со временем стало ясно, что и для ребенка, и для женщины лучше, когда во втором периоде родов она принимает естественную для себя позу. Кому-то комфортней лежать на спине, а кому-то — на боку, стоя на коленях или сидя на корточках. Главное, чтобы женщине было легче и удобней, и у нее было больше сил тужиться. В вертикальной позиции потужной период продолжается дольше, чем в положении лежа, но это и неплохо: головка ребенка рождается плавно и медленно, меньше вероятность травм.
Для таких родов нужны какие-то специальные условия или просто желание?
— Просто желание. Сейчас во всех родильных домах есть индивидуальные боксы, кровати-трансформеры. На этой кровати женщина находится и в первом, и во втором периодах родов. Просто поднимается изголовье, опускается нижняя часть, и создается кресло, позволяющее принять роды у женщины в той позиции, в которой ей комфортней.
А если ей комфортней рожать дома, и она может это оплатить? Можно организовать такой «роддом на дому»?
— Я категорически против домашних родов. При любых родах не исключены осложнения, поэтому рожать надо в условиях стационара, где может быть оказана мгновенная специализированная помощь. Сегодня в родильных домах нет акушерской агрессии. У нас достаточное количество акушерских коек, есть оборудование, возможность присутствия на родах близких родственников. А оставаясь дома, женщина фактически, подписывает приговор себе и своему еще не родившемуся ребенку.
К сожалению, к нам достаточно часто, до двух раз в месяц по скорой помощи привозят тяжеленных женщин, которых мы еле-еле спасаем. Это женщины, которые решаются рожать дома, но не могут разродиться сутки-двое, пока им не вызывают скорую. И мы бегом бежим, делаем кесарево сечение, спасаем ее и ребенка. Но был у нас и такой случай, когда женщину привезли уже с погибшим плодом: она рожала дома несколько суток, и кто ей помогал, непонятно. Другая такая женщина поступила к нам с кровотечением, с гемоглобином 45, и спасти ее стоило огромного труда.
Это то, что касается безответственности самих женщин, и таких все-таки не очень много. Но почему-то из года в год становится все меньше беременностей и родов, которые называются физиологическими.
— Природой заложено, что женщина должна родить сама через естественные родовые пути, но получается это не у всех. По нашему родильному дому процент оперативного родоразрешения примерно 25%. То есть, каждая четвертая женщина рожает путем операции кесарева сечения. Из них 40% — по причине рубца на матке после предыдущей подобной операции. Причем, многое зависит от того, какой именно этот рубец. Бывает, что у женщины нет противопоказаний рожать через естественные родовые пути, мы ее убеждаем, что у нее все хорошо, но она все равно боится. В таком случае мы принимаем мнение женщины и проводим ей плановую операцию. Бывает и наоборот, есть женщины, которые во что бы то ни стало хотят родить сами, и мы тоже стараемся идти им навстречу, но только до того момента, пока это не угрожает самой роженице и ребенку.
На втором месте причин оперативной активности стоит слабость родовой деятельности. В таких случаях назначают стимулирующие препараты, которые усиливают родовую деятельность. Но если у женщины анатомически узкий таз, а масса ребенка около 4 кг или больше, мы никогда не проводим родостимуляцию. Третья причина: патология со стороны плода — острая гипоксия.
Кроме того, высок процент оперативного родоразрешения у женщин после сорока лет. Это связано, прежде всего с тем, что у них уже много соматической патологии, часто повышается давление во время беременности и в родах. При этом ребенок может испытывать гипоксию (кислородное голодание), нарушается кровоток в сосудах головного мозга, и при прохождении по родовому каналу возможны кровоизлияния. Гипоксия может возникать и по другим причинам, но, в любом случае, это очень плохой прогностический признак, и, если на кардиотограмме (мониторинг сердцебиения плода) видно изменение сердцебиения, это показание для операции.
Какие еще патологии со стороны плода мешают естественным родам?
— При преждевременных родах, когда вес ребенка меньше двух килограмм, все-таки самое бережное родоразрешение — это операция кесарева сечения. Поэтому если мы видим, что у женщины шейка раскрыта, и она вступает в роды, то спешим в операционную. Недоношенный ребенок еще незрелый, а структуры его головного мозга тем более. И очень важно, чтобы во время продвижения по родовому каналу не травмировалась его головка, и как следствие не развилась неврологическая патология. Однако, если предполагаемая масса ребенка от двух килограмм, у его мамы это не первые роды, и видно, что она родит быстро и без проблем, то мы выбираем естественные роды.
Может стать поводом для операции и переношенная беременность. Для каждой женщины срок беременности свой — от 38 до 42 недель. Но если срок больше 41 недели, и при этом родовые пути еще не готовы к родам, а появившиеся у женщины боли внизу живота не продуктивны, то мы всегда принимаем решение в пользу ребенка. Объясняем женщине, что ее ребенок должен родиться не только живым, но и здоровым.