С легкой руки Поля Брэгга о голодании теперь иначе как о чуде и говорить не принято. “И похудание, и очищение, и, вдобавок, оздоровление тела и души – всё это может вам дать именно голодание, древнейший метод самовосстановления организма, дарованный нам самой природой” – это цитата из потока “оздоровительной” литературы.
Однако те, кто уже опробовал голодание на себе, отмечают далеко не однозначные результаты от применения этого “чудодейственного” средства. После достоверного похудания вес очень быстро возвращается не просто к исходным величинам, но почти всегда увеличивается.
Но самый печальный синдром ожидает голодающих на стадии так называемого кетоацидоза, когда при общем сине-зелёном цвете лица изо рта исходит отвратительный запах ацетона, голова раскалывается от боли, моча напоминает помои и имеют место прочие малоприятные симптомы, которые в книгах по голоданию рассматриваются не иначе как свидетельство начавшегося процесса “очищения”. “Вся эта грязь, — настойчиво повторяют авторы книг по лечебному голоданию, — и есть те самые шлаки и токсины, которые накопились в вашем организме, в костях и жирах, и только того и ждут, когда же вы начнете комплексное очищение с помощью голодания и прочих методов оздоровления организма”. Иными словами, нас пытаются убедить в том, что эти мифические бесконечные “токсины” где-то прятались в закоулках нашего “зашлакованного” организма ДО начала очистительного голодания.
А так ли все обстоит на самом деле?
А может быть, не совсем так? Или даже совсем не так?
Прежде чем ответить на эти принципиальные вопросы, давайте рассмотрим подробнее, что же на самом деле происходит в нашем многострадальном организме при длительном полном голодании, когда в организм не помтупает никакой пищи: ни белков, ни жиров ни углеводов, а только вода в неограниченных количествах. Иногда и вода не поступает, если речь идет о так называемом “сухом” голодании. Это означает, что организм должен на какое-то, к счастью, ограниченное время обеспечивать свои внутренние потребности в источниках энергии за счет собственных внутренних резервов. Просто потому, что взять их больше неоткуда.
Об источниках энергии при голодании.
На сегодняшний день известны три отновных субстрата для поддержания текущих метаболических процессов в нашем организме в нормальных условиях. Это, прежде всего, сахар в виде глюкозы, жиры в виде жирных кислот и так называемые кетоновые тела. Некоторые органы способны использовать все эти три вида “топлива” для обеспечения своей жизнедеятельности. Но вот иные ткани в этом отношении большие “привереды”. Например, нервные клетки и эритроциты могут работать на глюкозе, вплоть до того, что при быстром снижении уровня глюкозы в крови нервные клетки погибают и, как известно, не восстанавливаются. Все остальные клетки нашего обреченного на голод и лишения организма могут удовлетвориться энергией, получаемой в результате неполного сгорания жиров, но для нервных клеток всего 10 секунд без глюкозы в притекающей крови означают смерть мозга в полном своем составе из более чем 50 миллиардов нейронов! С эритроцитами дело обстоит точно так же…
Именно поэтому некоторый постоянный уровень сахара в крови всегда поддерживается всеми возможными спопсобами. И в первую очередь, наш организм не допускает понижения уровня глюкозы в крови, того состояния, которые врача называют гипогликемией (дословно: “низкое содержание глюкозы в крови”), поскольку, выражаясь врачебным языком, это может быть несовместимо с жизнью.
В отсутствие какой-бы то ни было еды, уровень сахара в крови заметно снижается, что выражается поначалу во все возрастающем аппетите. Резко снизить уровень сахара можно, например, и внутримышечной инъекцией инсулина, который единственно и понижает уровень сахара в крови тем, что отправляет глюкозу внутрь всех клеток за исключением нервных – нейронов. Последние не нуждаются в “разрешении” со стороны инсулина и берут из крови столько глюкозы, сколько им необходимо. Если, конечно, она там есть. Например, при значиттельной передозировке инсулина уровень сахара в крови понижается настолько, что больной впадает в гипогликемическую кому (предсмертное состояние) – нервные кклетки, лишаясь своего основного питания (глюкозы крови), гибнут безвозвратно. Соответственно, наш организм устроен так, чтобы в регуляции уровня сахара в крови преобладали именно факторы, повышающие уровень сахара крови.
Давайте рассмотрим их подробнее.
Самым первым и наиболее простым способом повышения уровня сахара в крови является непосредственное удовлетворение все возрастающего аппетита, который, собственно, и возникает тотчас в ответ на понижение уровня глюкозы крови. Стоит поесть чего-нибудь сладенького, и мы уже есть не хотим, поскольку организм получил необходимую нервным клеткам глюкозу из пищи.
А если поесть не удалось? Тоже пока ничего страшного. За счет рассщепления гликогена (гликогенолиз) возможно поддержание концетрации сахара крови на относительно постоянном уровне до тех пор, пока запасы гликогена в печени и мышцах не иссякнут, что происходит приблизительно через сутки. А как быть дальше? Ведь наши нервные клетки не погибают без глюкозы сразу, на второй день голодания!
Теперь мы наконец подошли к вынужденным или добровольным перерывам в еде на время более длительное, чем сутки, что собственно и принято называть “голоданием ради здоровья”. Как же здесь поддерживается столь необходимый нервным клеткам постоянный уровень сахара в крови?
Откуда нервные клетки смогут получать энергию на второй и третий дни голодания?
Напомним ещё раз: для нервных клеток сахар в виде глюкозы столь же необходим, как и кислород, в том смысле, что без глюкозы нейроны просто погибают миллионами клеток. И это, как говаривал небезысвестный Остап Бендер, медицинский факт! Чтобы избежать столь опасной для нашей нервной системы гипогликемии (понижение уровня сахара в крови), организм начинает произаодить глюкозу из неуглеводных компонентов, запуская процесс под названием глюконеогенез, или ново (-нео-) образование (-генез) глюкозы (глюко-). Это и есть третий, и последний, способ повышения уровня глюкозы в крови. Процесс этот запускается и контролируется гормонами коры надпочечников глюкокортикоидами (глюко-глюкоза, кортико- кора надпочечников).
Пусть никого не пугает нарастающее количество якобы сложных для понимания терминов, Как видите, зная значение отдельных составляющих сложного слова, легко понять и запомнить, что под этим словом подразумевается. В противном случае, без четкого понимания именно физиологической сути происходящих внутри нас процессов, нам всегда придется просто верить на слово каждому новому автору очередной “чудо-системы оздоровления-очищения”. А ведь для того, чтобы разобраться в биохимии голода, требуется всего-навсего внимательно прочитать то, что здесь написано.
Согласно современным научным представлениям, в организме человека используется, как минимум, три вида “сырья” для глюконеогенеза:
Продукты неполного сгорания самой глюкозы (например, лактат или, иначе говоря, хорошо известная физкультурникам молочная кислота), из которых можно снова получить глюкозу. Однако в случае продолжительного голодания рассчитывать на это “сырьё” вряд ли приходится.
Глюкозу можно получить из глицерина, входящего в состав жиров. Однако глицерин составляет лишь малую часть того, что получается при расщеплении жиров. В основном в результате расщепления жиров получаются различные жирные кислоты, их которых уже никокой глюкозы (по крайней мере у человека) не получить.
И, наконец, сырьем для производства глюкозы служат белки. Точнее, набор из 10 так называемых гликогенных аминокислот (из которых возможно получить глюкозу). Вот здесь мы задержимся для более подробного разъяснения.
Дело в том, что аминокислоты не предназначены для переработки их в глюкозу. Это прежде всего строительный материал для синтеза белков, тратить который, так сказать, “на дрова” было бы явно нецелесообразно.
Для лучшего понимания здесь нам поможет одна простая аналогия. Представьте себе, что для строительства своего загородного дома (вашего до боли родного тела) из готовых блоков (различные белки) вы приобрели доски (аминокислоты). Но позабыли про дрова (глюкозу) и уголь (жиры) – такая вот у нас будет модель голодания. Поначалу в печку пойдут имевшиеся запасы дров (гликогенолиз), но когда закончатся и они, вам не останется ничего другого, как сжигать имеющийся строительный материал – обструганные доски, паркет из ценных пород дерева (гликогенные аминокислоты), оставляя неиспользованными кирпич, шифер, песок (прочие аминокислоты). Иными словами, как говаривал великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев, “топить можно и ассигнациями”, Именно это и происходит при внужденном или добровольном голодании “ради здоровья”, когда преобладающим способом получения глюкозы становится извлечение его из белков – глюконеогенез.
Мы намеренно не рассматриваем прочие аспекты голода, подробно описанные в литературе по голоданию, например кетоацидоз – результат накопления в крови кетоновых тел, которые через неделю-другую станут главным источником энергии теперь уже для всех клеток организма, включая и нейроны мозга. Однако на повестке дня остается ОДИН, но жизненноважный вопрос: откуда нервные клетки (а так же эритроциты) смогут взять глюкозу на вторые сутки голодания, пока ещё не произошла адаптация к использованию кетоновых тел в качестве единственного источника энергии?
На самом деле, уже на вторые сутки непрерывного голодания остается только один потенциальный источник глюкозы – аминокислоты, образующиеся при распаде белков. Иными словами, уровень глюкозы в первые дни голодания может поддерживаться только путем глюконеогенеза из аминокислот, что чревато рядом крайне нежелательных последствий, о которх по неведению или сознательно умалчивают пропагандисты “чудо-голодания”.