Исследование: стресс меняет микрофлору кишечника и ведет к аутоиммунным заболеваниям

Риск развития аутоиммунных заболеваний повышается из-за активации иммунных клеток, а ее могут вызывать изменения в микрофлоре кишечника, выяснили израильские ученые.

Исследователи из Университета имени Бар-Илана сделали заключение о том, что под действием стресса в организме могут возникать процессы, ведущие к развитию аутоиммунных заболеваний. В частности, возникновение этих болезней они связывают с реакциями иммунной системы, которые провоцируются изменениями в количественном составе бактерий кишечника.

Новое исследование стало очередным подтверждением того факта, что между иммунной системой и сообществом бактерий, сконцентрированных в кишечнике, есть тесная связь. Ученые экспериментировали с двумя группами мышей, одна из которых ежедневно подвергалась стрессу: мыши в ней сталкивались с агрессивными доминирующими особями. Другая группа не подвергалась стрессу. Впоследствии выяснилось, что животные, на которых действовал стресс, обладали повышенным содержанием бактерий Bilophila и Dehalobacterium. Данный вид микроорганизмов в таком же преувеличенном количестве наблюдаются в кишечнике у пациентов с рассеянным склерозом.

Авторы исследования констатировали, что стресс ведет к изменениям микрофлоры кишечника, вызывая активацию бактериальных генов, связанных с агрессией по отношению к организму-хозяину. Бактерии, которые являются носителями таких генов, склонны очень активно распространяться по организму и вызывать специфическую реакцию иммунной системы. У мышей, подвергавшихся стрессу, повышенное содержание данных бактерий было обнаружено в лимфоузлах.

Ранее МедикФорум писал о том, что кишечные бактерии влияют на устойчивость организма к стрессу и депрессии.