Новое исследование проливает свет на генетическую архитектуру рака почки

Новое исследование большой группы больных раком почки в Европе проливает свет на генетические причины болезни и свидетельствует об очевидной связи между воздействием аристолохиевой кислоты и заболеваемостью раком почек, особенно в Восточной Европе.

Исследование международной команды во главе с учеными из Университета Макгилла Квебека (McGill University) и геномного инновационного центра в Монреале(Genome Quebec Innovation Centre), подчеркивает важность изучения того, как на организм человека воздействует аристолохиевая кислота. Соединение, которое найдено в растениях рода Aristolochia (Кирказон) и Asarum (дикий имбирь) также подозревается в качестве причины заболевания почек, известного как Балканская эндемичная нефропатия, затрагивающая здоровье людей вдоль притоков Дуная в Хорватии, Боснии и Герцеговины, Сербии, Болгарии и Румынии. Кирказон ломоносовидный широко распространен на Балканах.

Результаты исследования, в котором основное внимание было уделено наиболее распространенной форме рака почки — светло-клеточного рака — опубликованы (29 октября) в Nature Communications. Рак почки составляет 2,4% от всех раковых заболеваний у взрослых и является причиной более 140 тысяч смертей в год. Показатели заболеваемости раком почки в Центральной и Восточной Европе значительно выше, чем в Северной и Латинской Америке.

Ученые провели исследование генома ДНК, выделенного из крови и тканей опухолей образцов и РНК последовательности в опухоли и образцах нормальных тканей, взятых из в общей сложности у 94 пациентов с раком почки в четырех странах: России, Чехии, Румынии и Великобритании.

«Самым поразительным оказалась частота определенного типа мутаций среди румынских пациентов,» говорит Ясир Риазалхоссейнии, доцент кафедры генетики в университете McGill. «Конкретный контекст этих мутаций,а также их преобладание в нетранскрибируемых нитях ДНК позволили предположить, что мутация происходит из-за воздействия аристолохиевой кислоты при жизни пациента.»

Тот же самый тип мутации обнаруживается у пациентов, страдающих от рака мочевыводящих путей, связанного с Балканской эндемической нефропатией. Это заболевание, как полагают многие ученые, связано с потреблением пшеничной муки, зараженной семенами кирказона ломоносовидного. Аристолохиевая кислота также используется в растительных лекарственных средствах в некоторых частях Азии.

«В то время как исследование подтвердило генные мутации у пациентов из всех стран, жители Румынии показали ее самый высокий процент — она найдена в 90% случаев рака почки. В последующих исследованиях мы будем анализировать образцы большего количества пациентов из Румынии и других стран Балканского региона, чтобы точнее понять механизм генетической мутации и степень их воздействия на организм человека», говорит профессор Марк Лэтроп, научный руководитель Университета Макгилла и Genome Квебек инновационного центра, который возглавлял исследование.

Исследование было проведено в рамках программы онкологической геномики (CAGEKID) в рамках Международного противоракового консорциума (ICGC).
«Это исследование генома опухоли уникально тем, что оно основано на образцах из разных стран, с потенциальным разнообразием факторов риска разваития рака почек», комментирует доклад Ghislaine Scelo из Международного агентства по изучению рака. «Оно показывает, что систематическое исследование ДНК опухоли путем секвенирования может определить ранее неизвестные причины рака.»

Инф. moskovskaya-medicina.ru