Новое в лечении рака крови

Новое исследование выявило, что биосинтез гема способствует прогрессированию острого миелоидного лейкоза (ОМЛ) — агрессивной разновидности рака крови.

Ученые предложили подавлять продукцию гема для лечения лейкоза наряду с другими существующими методами терапии.

Только в 2014 году в США лейкемия поразила 387 тысяч человек, если верить статистике Национального института рака.

Среди всех видов рака крови острый миелоидный лейкоз считается одним из наиболее опасных и тяжело поддающихся лечению. За этот год американские врачи насчитали 21380 новых случаев ОМЛ, причем 10590 больных умерло, несмотря на впечатляющие возможности местной медицины.

Детская исследовательская больница Святого Иуды в Мемфисе ежегодно принимает на лечение около 500 маленьких пациентов с ОМЛ – это второй по распространенности рак у детей.

Исследование доктора Джона Шуеца из St Jude’s Children Research Hospital пролило свет на патогенез смертельной болезни, что в будущем позволит существенно повысить выживаемость при ОМЛ. Независимые эксперты, опрошенные изданием MNT, называют это открытие не иначе как прорывом в онкогематологии.

Биосинтез гема подстегивает лейкоз
Гем – порфириновое соединение, которое используется для синтеза гемоглобина, главного переносчика кислорода в человеческой крови. В процессе клеточного дыхания гем отвечает за трансфер электронов.

Лишь недавно было обнаружено, что гем помогает лейкозным клеткам выживать в неблагоприятных условиях. На страницах JCI Insight команда доктора Шуеца утверждает: блокировав продукцию гема, можно сделать злокачественные клетки уязвимыми перед традиционными химиопрепаратами и уничтожить.

Доктор Шуец подчеркивает важность этого открытия, поскольку раньше не удавалось проследить четную связь между продукцией гема и жизнедеятельностью лейкозных клеток. Это совершенно новое направление.

Первым шагом в уникальном исследовании стал просмотр базы данных St Jude’s, где хранятся детальные результаты анализов крови больных детей. Исследователи обнаружили закономерность: при особо агрессивном миелолейкозе активируется онкоген MYCN, играющий ключевую роль в делении и саморазрушении клеток.

Вторым, самым важным открытием стала активация гена UROD (уропорфириноген декарбоксилазы) – стимулятора продукции гема. У детей с агрессивной формой острого миелоидного лейкоза (ОМЛ) данный ген был избыточно активен, что явно указывает на связь между продукцией гема и прогрессированием острого миелобластного лейкоза.

По словам Шуеца, миелолейкоз, который сопровождается активизацией онкогена MYCN и повышенной экспрессией гена UROD, протекает крайне тяжело и чаще всего заканчивается смертью больных.

Было экспериментально доказано, что остановка биосинтеза гема при помощи генной терапии ведет к замедлению прогрессирования лейкемии и увеличивает эффективность химиопрепаратов.

Новые возможности для терапии острого миелоидного лейкоза (ОМЛ)
Блокировать продукцию гема оказалось проще, чем кажется – достаточно удалить ген MYCN и ключевой компонент его биосинтеза. Это приводит к накоплению молекул, которые токсичны для лейкозных клеток. Доклинические опыты на животных подтвердили целесообразность такого подхода: прогрессирование лейкемии замедлялось, выживаемость значительно возрастала.

«На животных моделях испытываются два подхода к терапии ОМЛ. Первый заключается в селективном блокировании гена UROD. Вторая стратегия – прием препаратов, которые подавляют MYCN, наряду с приемом предшественника гема. Той самой молекулы, которая опасна для раковых клеток», — поясняет доктор Шуец.

Результаты уникального исследования можно применить и в других областях онкологии. Например, для лечения медуллобластомы и других опухолей, сопровождающихся избыточной продукцией гема.