Разработан новый метод борьбы с пищевой аллергией

В основе метода, который уже проверили на лабораторных мышах биологи из медицинского центра Джона Хопкинса (США) — модификация белков, вызывающих аллергию при приеме внутрь. Как сообщается на странице организации и в научной статье, опубликованной Nature Medicine, ученые соединили молекулы белка с молекулами сахаров и уже в таком виде дали белок подопытным грызунам.

Выбранный биологами бычий сывороточный альбумин вызывал у мышей пищевую аллергию. Причем речь идет не просто о сыпи, а о состоянии, угрожающем жизни — иногда аллерген провоцирует развитие анафилактического шока. При анафилактическом шоке начинается отек гортани, падает артериальное давление и если рядом не окажется врача с аптечкой под рукой, больной может умереть буквально за считанные минуты.

Спецпродукт

Бычий сывороточный альбумин стал для ученых моделью белка, вызывающего аллергию для людей. Биологи решили, что если удастся добиться отсутствия аллергической реакции на попадание альбумина в организм, то схожий метод может помочь и в отношении других аллергенов белковой природы.

Но как выключить механизм, запускающий аллергию? Как остановить развитие аллергической реакции, медикам известно давно: для этого есть антигистаминные препараты, вещества, блокирующие действие гистамина. Гистамин выделяется клетками (в частности, так называемыми тучными клетками) уже в ответ на попадание аллергена в организм, и потому блокирование гистамина аналогично тушению пожара — конечно, тушить надо, но еще лучше предотвращать само его возникновение.

Чтобы найти самое первое звено в цепочке «белок-анафилактический шок», исследователи обратились к клеткам слизистой оболочки. Точнее — к дендритным клеткам, клеткам, которые играют роль первой линии обороны иммунной системы, именно они обнаруживают чужеродные объекты и сообщают о них в лимфатические узлы, увеличивая производство лимфоцитов, «нацеленных» на конкретного противника.
Дендритные клетки, как было известно ученым, имеют на своей поверхности определенные рецепторы, способные реагировать с лектинами, белками особого типа. Лектины отличаются от всех прочих белков тем, что они способны присоединять к себе молекулы сахаров, то есть формировать комплекс из белков и углеводов.

news.gradusnik.ru