Реконструкция холерного вибриона может стать прорывом в изучении холерной инфекции

Исследуя 200-летний образец кишечной ткани, ученые университета Макмастера (Канада) и Сиднейского университета (Австралия) провели анализ холерной бактерии, убившей миллионы людей в 19 веке. Используя современные методы, ученые восстановили геном неуловимой бактерии. Результаты являются значительными, поскольку до сих пор исследователям не удавалось выявить ранние штаммы холеры-патогена, обитающего в жидкой среде.

Исследователи подтвердили, что первый из двух классических типов холеры, скорее всего, ответственен за пять из семи разрушительных вспышек в 1800-х годах. Бактерия, вероятно, обитала в водах Бенгальского залива.

Этот штамм холеры оставался загадкой, поскольку возбудитель холеры обитал в кишечнике, не достигая зубов или костей, а значит, его ДНК невозможно было обнаружить в скелетных останках. Однако используя коллекцию образцов тканей жертв пандемии 1849 года, размещенную в музее Mutter Museum (Филадельфия), генетикам Хендрику Пойнару, Брайану Голдингу и Эдди Холмсу вместе с аспирантом Элисон Дэвоулт удалось извлечь информацию из крошечных фрагментов ДНК и реконструировать холерный вибрион — Vibrio.

Результаты исследования были опубликованы в The New England Journal. Открытие может привести к лучшему пониманию современного штамма холеры, известного как Эль-Тор, который отвечал за последние вспышки холеры, в том числе за эпидемию, возникшую после землетрясения на Гаити. Понимание эволюции инфекционного заболевания имеет огромный потенциал для установления его эпидемиологии, изменения его с течением времени и определения факторов влияния на человека, объясняет доцент Пойнар, директор Центра исследований ДНК университета Макмастера.

Ученые в настоящее время хотят определить степень способности заражения возбудителем организма человека, его эволюцию, и в дальнейшем использовать эту информацию для разработки лечения болезни. Ценные геномные данные позволят ответить на многочисленные нерешенные вопросы в отношении холеры, в том числе и на такие, как возникают пандемии, как они распространяются и как их можно контролировать и предотвращать.