Похоже на шарлатанство, но это медицинский феномен. Человек, признанный на 100% слепым, проходит лабиринт с препятствиями. Не по слуху и не на ощупь. Сам пациент утверждает, что при этом не видит ровным счетом ничего, а только интуитивно чувствует, куда нужно шагнуть. Медики же объясняют — перед нами все же специфическая форма зрения, но работающая на подсознательном уровне.
Поначалу мы отнеслись к этому сообщению с недоверием. Уж сколько мы видели «экстрасенсов», находящих что-то с завязанными глазами. Вспоминается, в частности, шоу с дамой, ощущающей цвета руками. Туманная история, официальной наукой так и не расшифрованная.
Только вот новый герой нисколько не претендует на экстрасенсорность или шестое чувство. 56-летний житель Бурунди, известный под «кодом» TN, не ищет славы. Даже на ролике, снятом в ходе эксперимента, лицо его завуалировано спецэффектом.
Будучи врачом, TN и сам понимает: мы имеем дело с какой-то плохо исследованной пока скрытой возможностью мозга. Только и всего. Но для ученых, которые изучают его феномен, это «только и всего» — подлинное чудо природы.
Но прежде чем рассказать о сенсационных опытах с TN, нужно пояснить, каким видом слепоты он страдает. Из-за двух инсультов у него полностью уничтожена зрительная кора в обоих полушариях, хотя другие отделы мозга остались практически нетронутыми. Глаза же TN здоровы и продолжают отправлять сигналы в мозг, но там их нечему перерабатывать.
Медикам известно немало пациентов со схожим диагнозом. Однако обычно страдает лишь зрительная кора в одном из полушарий и, соответственно, пропадает зрение на одном из глаз. TN же слеп на оба глаза и является первым человеком с таким повреждением, описанным в научной литературе. Причем отсутствие активности в его зрительной коре подтверждено томографией, так что «да он же подсматривал!» — не проходит.
TN уникален? Не совсем. И это-то как раз делает его случай особенно ценным для науки.
Дело в том, что медикам давно известен феномен слепого зрения (blindsight), наблюдаемый у пациентов со сходным поражением головного мозга.
Заключается он в следующем: люди демонстрируют (в опытах со строго контролируемыми условиями) некие отклики на визуальные раздражители, при том что утверждают — ничего не видно.
Например, пациентам с отсутствующим зрением на одном глазу показывают в «мертвом поле» разные предметы. И пациенты распознают их отсутствие или наличие, иногда даже отличая большое О от Х. Причем сами подопытные объясняют, что просто «гадают вслепую», вот только процент верных ответов оказывается выше, чем по теории вероятности.
Ученые рассуждают: в феномене слепого зрения мы имеем дело с простейшей обработкой зрительной информации вне зрительной коры, сигналы идут в обход и задействуют некие древнейшие участки мозга, обычно неиспользуемые.
Причем происходит это на бессознательном уровне, но визуальная информация, пусть и в примитивном виде, оказывает влияние на выбор человека. Хотя в плане зрительных ощущений — перед ним сплошная чернота. То есть предметы как таковые сознательно человек не видит, но чувствует их.
Способности TN давно привлекли внимание исследователей. В 2004-м мы рассказывали о неназванном слепом пациенте, способном различать эмоциональные выражения лиц людей, не воспринимая их визуально (то есть в его мозгу был только «черный экран»).
Речь тогда шла именно о TN. И даже вёл то давнее исследование тот же самый ученый, что и нынешнее, — Алан Пегна (Alan Pegna) из госпиталя университета Женевы (Hôpitaux Universitaires de Genève).
Сегодня многие слепые люди в своих передвижениях по городу вынуждены полагаться на изощренные технические средства, обученных собак или простую белую трость. Но что если феномен слепого видения можно тренировать и развивать? Некоторым он может дать шанс на чуть более самостоятельное существование, полагают исследователи, хотя настоящего зрения никогда не заменит.
Теперь вместе с Беатрис де Гельдер (Beatrice de Gelder) из университета Тилбурга (Tilburg University) и рядом коллег из разных стран Алан попросил TN отставить в сторону свою палочку и попробовать «просто» пройти по коридору.
«Сначала он нервничал, сказал, что он не сможет сделать этого, потому что слеп», — вспоминает де Гельдер. Но все же слепой человек безупречно прошел маршрут, лавируя между стеной и штативом от камеры, разнообразными мелкими предметами, раскиданными по полу.
TN смотрел вниз. Он ничего не видел сознательно, но каким-то чувством узнавал препятствия. После двойного прохождения коридора ученые наградили своего подопечного аплодисментами. Интересно, что сам TN, когда ему объяснили, что он только что сделал (ведь о препятствиях ему заранее не сообщили), — был очень удивлен.
Может, это эхолокация? Отзвуки шагов и даже собственного дыхания могли бы подсказать слепому, где находятся предметы.
Беатрис утверждает — это не ответ. Дело в том, что эхолокация плохо работает с малыми предметами. Иными словами, разрешение такого «звукового зрения», быть может, помогло бы TN не врезаться в стену, но не обойти лежащую на полу книгу.
Один из специалистов по слепому зрению, не принимавший участие в данной работе, комментирует: «Похоже, в реальном мире мы можем использовать сигналы в мозге, которые совершенно не осознаем». Возможно, речь идет о древних отделах мозга, обычно не задействованных в таком необычном качестве. Но какие пути тут используются — еще неясно.
Магнитно-резонансная томография мозга TN подтвердила двухстороннее разрушение визуальной коры, но зато показала не вполне обычное распределение волокон в мозолистом теле.
Исследователи говорят о «древней, «сырой» форме видения, сходной с нашей реакцией на летящий в лицо предмет (мы уклоняемся до того, как рассмотрим его). А еще — о том, что мы сами, зрячие, во многих ситуациях действуем, подчиняясь неким подсознательным мотивам, о которых не задумываемся.