Почему так важно не просто спасти жизнь онкобольного, но и обеспечить качество этой жизни, какие современные методики позволяют сохранить функции органов головы и шеи, внешний вид пациента и избавить его от психологической травмы, рассказал один из авторов уникальной методики восстановления функций полости рта, зав. отделением микрохирургии Московского научно-исследовательского онкологического института им. П.А. Герцена – филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии», д.м.н. Андрей Поляков.
Андрей Павлович, что в вашей работе все-таки первично – избавить человека от смертельной угрозы или сохранить его первозданный облик в неизменном виде?
— Я не стал бы противопоставлять одно другому. Агрессивная и опасная для жизни злокачественная опухоль поражает органы головы и шеи, инвалидизируя людей. Врачам порой удается локализовать очаг поражения и спасти человека от смерти, но при этом его лицо претерпевает колоссальные изменения. Избавляя пациента хирургическим путем, например, от рака полости рта, мы нередко бываем вынуждены полностью удалить ему нижнюю челюсть. И говорить в таких случаях о возможности полноценной жизни не приходится. Поэтому врачи нашего отделения, как и наши коллеги по всему миру, непрерывно ищут и создают новые методики реконструктивных микрохирургических операций, которыепозволяют обреченным, казалось бы, людям возвращать здоровье и вкус к жизни.
А как выглядит типичный случай заболевания, после которого удается вернуть человеку вкус к жизни?
— У нас, что ни случай, то уникальный. И, к сожалению «рак» прогрессирует и молодеет. Не так давно к нам поступил парень 24 лет, которому была диагностирована саркома языка второй стадии. Это очень редкая патология, она лишала молодого человека возможности разговаривать и принимать пищу. Опухоль была настолько обширной, что распространялась практически на всю полость рта, из-за чего мы вынуждены были полностью удалить язык. А это – трагедия для любого человека. Но микрохирургические технологии позволили после удаления опухоли одномоментно восстановить пациенту язык – за счет трансплантации собственной ткани. И после длительного лечения в стационаре, он благополучно вернулся к своей нормальной жизни.
Как проходила операция?
— Операция длилась 6 часов, в ней принимали участие три бригады врачей. Технологически такая операция делится на несколько этапов, которые происходят одномоментно. Одна бригада врачей полностью удаляет злокачественную опухоль вместе с языком. И параллельно вторая бригада формирует трансплантат, который забирается из определенного места организма. Затем этот трансплантат сразу же переносится в полость рта, где выполняется микрохирургический этап реконструкции. На этом этапе восстанавливается кровоток и нерв, трансплантату придается необходимая форма нужного органа, в данном случае языка.
А существует опасность, что кровоток или нерв не восстановится?
— В этом и заключается техническая сложность микрохирургической аутотрансплантации тканей. Дело в том, что для трансплантата используется собственная ткань человека, и в данном случае мы использовали кожно-фасциальный лоскут. Подобные технологии широко распространены в мировой реконструктивной практике. Однако в нашей ситуации особенность состояла в том, что в трансплантат был включен нерв, который и позволил восстановить у пациента чувствительность языка.
Еще один метод, который мы применяем в реконструктивной пластике – использование мышечного лоскута с двумя мышцами, имеющими собственные нервы, что позволяет восстановить полностью все функции полости рта: четкую внятную речь, глотание и вкусовые ощущения. Этот метод является уникальным, он разработан в нашем подразделении и запатентован в Российской Федерации. На сегодняшний день такая реконструкция выполняется только в нашем институте. Нигде в мире подобных операций не делают.
А что Вы можете посоветовать вашим потенциальным пациентам, чтобы ими не стать? Как можно обезопасить себя от подобных заболеваний?
— Только ранней диагностикой и онконастороженностью. От того, насколько своевременно выявляются злокачественные новообразования, зависит здоровье и жизнь человека. Кстати, этому молодому человеку, если можно так выразиться, повезло – первая и вторая стадии онкологических заболеваний хорошо поддаются лечению. Люди должны осознавать, что нужно быть очень внимательными к своему здоровью. Опухоли головы и шеи – это очень сложные локализации, объединяющие 9 органов, которые вовлекаются в опухолевый процесс. Боль в горле, которая не проходит три недели, заложенность носа и систематические выделения из полости носа, долго незаживающие язвочки в полости рта – все это повод посетить специалиста.
Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих 23 июня 2018 года посетить День открытых дверей в поликлинике Национального медицинского исследовательского центра радиологии на улице Погодинская дом 6, строение 1, который будет посвящен ранней диагностике опухолей головы и шеи.