Помимо предупреждений климатологов, которые говорят, что глобальное потепление ускоряется, жара в Сибири во многом меняет повседневную жизнь. В Верхянске, одной из самых холодных деревень в мире, было +38 градусов, а в деревне на Северном Ледовитом океане, где редко бывает больше 11-13 градусов, было +31 градус. Май был самым теплым за 140 лет измерений в Сибири, а июнь принес много рекордов. В этих условиях повседневная жизнь меняется.
Сибирь привыкла к большим колебаниям температуры, и это не является нормой, когда днем бывает 20 градусов по Цельсию летом или температура опускается ниже 0 в июле. Но в этом году погода постоянно меняется. Май также принес температуру более чем на 20 градусов выше нормы, и июнь и июль продолжали бить рекорды.
В Верхоянске, селе с населением 1300 человек в Якутии, показатель +38 градусов пришелся на время, когда норма составляла +13 градусов. Деревня Оймиакон — самая холодная деревня в мире, и для нее нормально, когда в июне бывают морозные ночи. В этом году, наоборот, были и ночи, когда минимумы не опускались ниже +15 +16 градусов.
Что изменилось? Местные жители говорят, что комаров намного больше и что некоторые растения зацвели месяцем ранее. Даже в Якутске, самом холодном городе мира, было +32 градуса. Люди кладут на окна одеяла, газеты или светоотражающую пленку, и число людей, страдающих от головных болей и раздражений кожи, увеличивается.
Другая проблема заключается в том, что рыбаки ловят меньше рыбы, потому что воды аномально теплые, и рыба идет ко дну, чтобы найти более холодную воду, чтобы выжить. Меньше рыбы означает меньше денег для рыбаков и меньше еды.
Волна тепла заставила лед таять намного быстрее, и озера, которые замерзли до начала июня, оттаяли в начале мая. В регионе без дорог и с очень небольшим количеством мостов зимой транспорт легче проезжает из-за замерзших озер и рек, которые можно пересечь по льду (например, Лена или Алдан).
Непосредственный эффект невероятной жары можно увидеть в лесных пожарах: в прошлом году эти пожары сожгли площадь в 100 000 км2 в Сибири, и в этом году все данные показывают, что будет хуже, особенно потому, что дождя не было довольно давно. Воздух становится тяжелым, тайга горит.
В результате макроэффектов таяние льда в северных регионах позволит торговым судам проходить несколько месяцев в году через места, которые в противном случае было бы невозможно пересечь.
Необычные температуры ускоряют таяние вечной мерзлоты, постоянно мерзлого грунта, который присутствует почти на всей поверхности Сибири. Многие дома в Сибири построены именно на столбах, чтобы не разрушиться из-за таяния вечной мерзлоты. Но в последние два года из-за сильной жары вечная мерзлота растаяла с большой скоростью, что привело к обрушению некоторых зданий и растрескиванию других, а также к повреждению некоторых дорог, затоплению некоторых пастбищ и быстрой эрозии берегов рек. В краткосрочной перспективе бюджет небольших населенных пунктов будет отягощен необходимостью устранения наихудшего ущерба, а другие районы останутся без выделенных средств.
В начале июня в промышленном городе Норильске, известном промышленным гигантом «Норильский никель», топливный бак разрушился, что привело к серьезному загрязнению в Арктике. Что ухудшило и так сложную экологическую ситуацию
Волны жары были повсюду в Арктике: в Скандинавии было более 30 градусов, в европейской части России — 32 градуса на крайнем севере, а в Канаде — 21 градус на метеостанциях, где редко было больше 6- 8 градусов в этот период.
Помимо глобальных последствий этих тепловых аномалий, Арктика разогревалась в два раза быстрее, чем остальная часть планеты, и люди там чувствуют большинство изменений каждый день.